Яндекс.Метрика

           Сайт -станица КАЛИНИНСКАЯ       
ИСТОРИИ -вехи

Категории
История [21]
Война [5]
Дела [5]
Молва [2]
Хула [21]
Статистика
                  
Календарь
Форма входа

Мини чат

Для добавления необходима авторизация


Приветствую Вас, Гость · RSS 19.11.2017, 21:03

Главная » ИСТОРИИ -вехи » Война

ПОКРЫШКИН
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ПОКРЫШКИН 
Трижды Герой Советского Союза    
сражался в кубанском небе, свои первую и вторую высокие награды получил в станице ПОПОВИЧЕВСКОЙ.

О его пребывании в этой станице впервые рассказано в книге самого А.И Покрышкина - "Небо Кубани", впервые изданной в Москве в 1966 г.

О 16-м гвардейском истребительном  авиаполку (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия), где служил легендарный лётчик,  тоже впервые рассказано в книге Онищенко В.Я. Казачья станица Поповичевская (Калининская). – Краснодар, 2007. − 132 с., 15 ил. 

Ее автор лично общался с Героем, квартировавшем в соседнем с его родительским доме. Другие летчики селились по-близости. Аэродром был рядом - полтора, два квартала. Все живущее рядом население ив первую очередь местная ребятня многократно наблюдали взлеты-посадки боевых машин... И не по наслышке знали, что 16-й гвардейский авиаполк начал  перемещаться в станицу Поповичевскую (Калининскую)  вначале апреля 1943 года - два месяца спустя после ее освобождения.

Тогда же в трёх километрах к северу от станицы начали строить прифронтовой аэродром. То была ровная площадка, обрамлённая полутора десятком «ангаров» − земляных валов в форме двух полу-подков высотой до двух метров. Их лопатами насыпали мобилизованные местные жители − женщины.  Однако мслужил тот аэродром маскировкой. 

      Настоящий - действующий аэродром располагался в пустовавшем тогда, ныне застроенном станичном квартале, обрамленном улицами  Коваля, Выгонной, Советской и Степной. Сразу после посадки на этот аэродром самолеты выруливали в стороны и утыкались своими "носами" в обрамлявшие взлетное поле с трех сторон подворья станичников  - это и было их маскировкой. К чести устроителей аэродрома - он так и не был обнаружен противником. хотя с его стороны предпринимались усиленные попытки найти и уничтожить его.  

       Первой эскадрильей этого полка командовал Александр Покрышкин. Имена других комэсков сегодня тоже известны - о них рассказано в военной литературе. А в ту весну никаких фамилий лётчиков станица не знала. Всех их звали по именам - Володя, Саша, Дима и т. д. Станичные дети прибавляли к этим именам "дядя", чем вводили лётчиков в немалое смущение: было-то им едва за 20, самый "старый" Покрышкин имел за     плечами всего 30 лет.
       И уж совсем нелепо звучит "изобретение" послевоенных штабных подхалимов о якобы трансляции по вражеской радиосвязи предостережения при появлении в небе  комэска №1: "Внимание, в небе Покрышкин!". Однако технически осуществить столь глупую выдумку невозможно даже в начале 21 века (Если, конечно, не иметь "крота"-информатора на своем аэродроме).

      Тем не менее, именно здесь, в станице Поповичевской капитан А.И. Покрышкин стал майором и дважды Героем Советского Союза. А его однополчане − Д.И. Коваль, В.В. Фадеев, братья Глинки, командир звена Речкалов Григорий Андреевич и другие лётчики-истребители стали Героями Советского Союза.

    Самолетный парк 16-го полка составляли американские "Кобры", наши «ишаки» - истребители И-16 и тихоходы-бипланы "По-2" конструкции Н.Н. Поликарпова 

_____________________________________________________________________________

       К сожалению, нынешняя местная власть, увлекаясь показухой,  предает забвению даже эти краткие сведения о герое и его однополчанах. Так, в обеих станичных школах есть музеи, посвященные Герою, СОШ №2 носит имя Покрышкина, хотя в ней он никогда не бывал.        
     А СОШ №1 такой чести не удостоилась. хотя и была в двух кварталах от "его" бывшего аэродрома, в ней был госпиталь, где лечились, умирали от ран его однополчане. Зато в трех ее бывших классных комнатах размещается музей имени "Боевого пути 9-й гвардейской авиационной дивизии имени Покрышкина".
      Надо же было кому-то додуматься - создать "Музей боевого пути?! Музей - это нечто материальное. А хоть кто-нибудь видел этот ПУТЬ, за который близкая родственница председателя Совета ветеранов Калининского района в течение 20 лет исправно получает приличную зарплату, премии и даже награды

        Наверное поэтому директора этого музея Нину Никитичну не смущает, что в составе ВВС страны никогда не было "авиадивизии имени Покрышкина", а так же отсутствие в музее сведений о жизни 16-го авиаполка, его летчиках, их жизни в станице, подвигах в небе Кубани. Все это подменяют разрисованные масляной краской  музейные стены с картинами воздушных боев, где, как ни странно, свастика преобладает над звездами. 

Может быть, подобно прочим ревизионистам нашей истории, поселившиеся в станице после войны, сестры Дина и Нина Никитичны просто рассчитывает на читательское невежество — мол, не читали люди воспоминаний Покрышкина, значит, им можно вешать любую лапшу на уши, авось и поверят?
Или просто сами толком не знают, что там у Покрышкина в мемуарах написано?

        Главным недостатком музея его директор Н.Н. считает свою малую зарплату - 4000 рублей в месяц (как у медсестры с ее напряженной работой). При этом музей не имеет отдельного входа, внешней вывески, графика посещений. Его основные экспонаты - ксерокопии портретов множества военных начальников, среди которых мелькает такая же ксерокопия портрета маршала авиации Покрышкина А.И. А макет конюшни,  где ютились полковые  авиатехники, превращен музейщиками в придуманный ими же "штаб дивизии" и поставлен в центре станицы, чего не было в действительности...
________________________________________________________________

      На нашем сайте готовятся новые материалы, посвященные А.И. Покррышкину,  они будут размещены здесь, в частности: 

         О том, как в свободное от полетов время летчики и технический персонал  полка отдыхали в хатах станичников, специально выбранных для них квартирьерами. Все такие хаты были на удалении одного-двух кварталов от аэродрома. Самой дальней была  хата, в которой жил летчик вместе  с приехавшей к нему женой, она располагалась  около бывшего дома Атаманского правления, который сохраняется доныне, а саманная хата под камыш давно снесена 
          Комэска Александр Покрышкин проживал в хате казака Кочерги, располагавшейся по северной стороне улицы Мира (тогда - имени Сталина) между улицами Коваля и "40 лет Октября". Кроме самой хозяйки в хате проживали трое ее детей и внучка Лариса. Сохранилась фотография Покрышкина с этой пятилетней Ларисой на руках.

         Вся жизнь летчиков проходила на аэродроме, где казармой для них служило единственное строение, располагавшееся вдоль улицы Выгонной - старая, но все еще добротная казачья конюшня. Без лошадей, конечно...

Ниже показаны боевые машины 16-го авиаполка на аэродроме станицы Поповичевской, 1943 г.:

         
Истребитель И-16 (Поликарпов) Биплан Поликарпова По-2 ("кукурузник")  Американская "Аэрокобра" 
 
На них летал Александр Покрышкин: "Аэрокобра"- №13 и №100  Его "Кобра" на аэродроме - 
                                                                                                       ныне угол улиц Выгонной и Коваля
                                                                
М
айор Покрышкин в саду             Там же с внучкой хозяйки дома -        Поздравления с  Третьей  
казаков Кочерга, август 1943 г.     Ларисой  на руках                             Звездой Героя                                                                                                                                                                         

ПОКРЫШКИН А.И.: биографическая справка

 

         Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск). Отец - Покрышкин Иван Петрович (1885-1934), вынужденный переселенец из крестьян Вятской губернии, рабочий. Мать - Покрышкина (Мосунова) Ксения Степановна (1885-1969). Супруга - Покрышкина Мария Кузьминична (1921-2000), участница Великой Отечественной войны, медицинская сестра. Дочь - Бородина Светлана Александровна (1944-1996), кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Института теории и истории изобразительного искусства. Сын - Покрышкин Александр Александрович (1947 г. рожд.), кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института океанологии Российской академии наук.

        Судьба не баловала будущего аса и военачальника. Детство и юность его прошли в бедной многодетной семье на рабочей окраине города - Закаменке, которая славилась лихими крепкими парнями. Среди них Александр выделялся тягой к знаниям, интересом к технике, неслучайно его звали "Сашка-инженер". Отличала его и редкая целеустремленность. В своей книге "Познать себя в бою" Покрышкин пишет: "...двенадцатилетним мальчишкой я впервые увидел прилетевший агитсамолет. Среди всех жителей города, сбежавшихся на поле военного городка и окруживших самолет, стоял и я... Потрогал его крылья и мысленно сказал себе: "Буду делать все, но стану только летчиком".
В 1928 году Покрышкин успешно оканчивает семилетку. Некоторое время подрабатывает кровельщиком в строительных организациях, а весной 1930 года, вопреки воле отца, желавшего, чтобы сын получил профессию счетовода, поступает в школу ФЗУ Сибкомбайнстроя и уходит из дома в общежитие.
        Сибкомбайнстрой - один из первых гигантов индустриализации, в годы войны крупнейший производитель боеприпасов. Через полтора года Александр оканчивает ФЗУ, до июля 1932 года работает слесарем-инструментальщиком. Затем добровольно идет на службу в РККА. По комсомольской путевке его направляют в Пермь, в авиационную школу. Но там неожиданно для себя он узнаёт о том, что летное отделение отменено. Осуществление мечты было отложено на несколько лет...
И все же авиатехником Александр становится первоклассным. Его девиз: "Знать всё в авиации". В декабре 1933 года он оканчивает 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, а спустя год - Курсы усовершенствования техсостава ВВС РККА имени К. Е. Ворошилова в Ленинграде. С декабря 1934 по ноябрь 1938 года А. И. Покрышкин - старший авиатехник звена в 74-й стрелковой дивизии в Краснодаре. По службе характеризуется отлично.
      Уже тогда проявляется его творческая натура. Он вносит ряд предложений по усовершенствованию авиапулемета ШКАС, конструкции самолета-разведчика Р-5. Отправляет свои разработки в Москву, получает благодарственное письмо от Главного конструктора Н. Н. Поликарпова.
      Инженерные знания, аналитический ум, творческая увлеченность замечены командованием, Покрышкину поручают вести занятия с техническим персоналом части. Он преподает в аэроклубе Осоавиахима, ведет кружок планеристов во время летних сборов. По собственным чертежам строит тренажер для тренировки летчика, планер.
       А небо по-прежнему влечет его с невероятной силой. Он продолжает сам подниматься в небо на планере, позднее в качестве летчика-наблюдателя на Р-5. Одновременно совершенствует навыки спортсмена - гимнаста, стрелка, велосипедиста.
Воентехник 2-го ранга Покрышкин - любитель и знаток военно-исторической литературы. Его кумиры - знаменитые русские летчики П. Н. Нестеров (автор "мертвой петли") и Е. Н. Крутень, сбивший 20 самолетов в период Первой мировой войны, написавший книги "Воздушный бой" и "Истребительная авиация".
       Дерзостная мечта о небе привела к неожиданному для всех поступку. Покрышкин оформляет очередной отпуск и за 17 дней на отлично сдает годичную программу летной подготовки аэроклуба. Сопротивление отдела кадров ВВС наконец-то сломлено. Покрышкин, даже не зайдя в квартиру за вещами, с вокзала выезжает по направлению в Краснознаменную Качинскую авиашколу пилотов имени А. Ф. Мясникова.
В 1939 году старший лейтенант А. И. Покрышкин оканчивает с отличными оценками авиашколу и с чувством огромной радости выезжает в Кировоград, в 55-й истребительный авиаполк. Здесь и началась его летная биография. И уже на этом этапе еще совсем юный Покрышкин проявил себя как сторонник энергичного пилотирования с высокими перегрузками, инициатор стрельбы с предельно короткой дистанции: "Пусть слабаки стреляют на двести метров, а я буду стрелять на сто и меньше!"
Войну Покрышкин встретил в Молдавии. И уже 23 июня открывает счет - сбивает первый Ме-109. 3 июля, уже имея несколько побед в воздухе, он был сбит зенитным огнем над рекой Прут. Самолет в ходе приземления на опушке леса был разрушен. Летчику, несмотря на повреждение ноги, удалось на четвертый день добраться до расположения полка. В санчасти Александр Иванович начинает вести тетрадь "Тактика истребителей в бою". Туда он заносит свои соображения и расчеты, рисует схемы. Творческий характер Покрышкина-летчика не остался незамеченным. Уже осенью командир полка В. П. Иванов поручает именно ему вводить в строй молодых летчиков.
      В августе 1942 года полк, ставший к тому времени 16-м гвардейским, после тяжелейших боев был в предгорьях Кавказа отведен в тыл для переучивания на новую технику - поставленные в СССР по лендлизу американские истребители Р-39 "аэрокобра". Летчики ВВС США считали эти машины тяжелыми и опасными в управлении, с трудным выводом из плоского штопора. Но советские пилоты смогли справиться с этими недостатками и, используя сильные стороны "аэрокобры" (мощное вооружение и отличную радиосвязь), сделали этот самолет одним из самых результативных во Второй мировой войне.
       Началось воздушное сражение на Кубани. По плотности боев и концентрации самолетов на достаточно узком участке фронта оно не имело аналогов во Второй мировой войне. Для удержания стратегического Таманского плацдарма на аэродромах юга Украины, Крыма, Тамани немецкое командование сосредоточило более 1000 самолетов. Прибыли сюда и элитные истребительные эскадры: 52-я, 3-я "Удет" и 51-я "Мельдерс", названные в честь летчиков - национальных героев Германии.
Установилась ясная погода, и каждый день над Голубой линией немецкой обороны проходило непрерывно, с постоянным наращиванием сил, до 50 групповых воздушных боев с одновременным участием до 200 самолетов. Шла, по воспоминаниям очевидцев, "настоящая рубка". В действиях Люфтваффе впервые начали наблюдаться нерешительность и вялость, господство в воздухе необратимо переходило к "сталинским соколам"...
Особенную славу стяжал 16-й гвардейский полк, первой эскадрильей которого командовал Александр Покрышкин. 12 апреля в одном из первых же боев по прибытии на Кубань он на глазах у командующего ВВС фронта генерал-лейтенанта К. А. Вершинина сбил четыре "мессершмитта". За этот успех летчик-новатор награжден орденом Красного Знамени.
       Через несколько недель имя Покрышкина уже гремело во фронтовой и центральной прессе. Более того, как сообщает вышедшая в Германии книга "История воздушной войны. 1910-1970", "советские летчики, воевавшие на Кубани, завоевали мировую известность. Во главе их стоял Александр Покрышкин". А американские газеты "Нью-Йорк таймс" и "Нью-Йорк геральд трибьюн" отмечали вручение советскому асу Золотой медали, высокой боевой награды США. 24 мая 1943 года А. И. Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза.
        Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным "аэрокобр" рассеяла и повернула назад три эшелона Ю-87 (81 самолет). К тому же их прикрывали десять Me-109. Одна пара сковала истребителей противника, шестерка остальных "соколиным ударом" сквозь мощнейший огневой заслон (стрелки 27 бомбардировщиков посылали навстречу более 400 пуль в секунду), дважды повторив математически рассчитанный маневр с переменным профилем пикирования и резким уходом вверх, расстреляла 12 "юнкерсов" (четыре из них - Покрышкин). Возвращаясь на аэродром, он сбивает пятый бомбардировщик. В очерке "Хозяин неба - Александр Покрышкин" фронтовые корреспонденты А. Малышко и А. Верхолетов писали: "Разве он стреляет? - говорят о нем друзья. - Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь". Все огневые точки на машине Покрышкина были переведены на одну гашетку.
        Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное - атаку ведущего немецких групп. Так сложилось еще в 1941-1942 годах, когда при порой десятикратном количественном превосходстве немцев в воздухе единственным способом переломить ход боя была победа над командиром-асом. Это сразу лишало противника управления и уверенности. Богатырь-сибиряк, переносивший немыслимые для большинства пилотов перегрузки, и вездесущий в небе ("Да сколько их, Покрышкиных?!" - донесся однажды до полковой рации отчаянный вопль немецкого летчика) помимо блистательных личных побед стал автором главных тактических приемов и построений своего полка. Эта тактика, замеченная и по достоинству оцененная после впечатляющих успехов полка, с 1943 года стала основой действий советской истребительной авиации, обеспечив ее превосходство над врагом.
 
       После войны Покрышкин отказался служить в богемной атмосфере штаба Василия Сталина, командующего ВВС Московского военного округа, где многие делали легкую карьеру. Лишь в августе 1953 года трижды Герою присвоено первое генеральское звание. В 1949-1955 годах он служит заместителем командира 33-го истребительного авиакорпуса ПВО, командиром 88-го истребительно-авиационного корпуса ПВО в разрушенном войной Ржеве. Затем год командует истребительной авиацией Северокавказской армии ПВО. С 1959 по 1968 год служит в Киеве, с 1961 года - командующим 8-й отдельной армией ПВО - заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. В 1968 году переводится в Москву заместителем Главкома ПВО страны.
       В 1972 году, в 59 лет, боевого генерала Покрышкина, до 1963 года летавшего на новейших реактивных истребителях (последний - МиГ-17), окончившего с отличием Военную академию имени Фрунзе (1948) и Военную академию Генштаба (1957), кандидата военных наук, назначают на пост председателя ЦК ДОСААФ.
         Все соединения, которыми командовал Покрышкин, становились лучшими, но высшие посты в авиации заняли другие. На компромиссы Покрышкин не шел. Вещи всегда называл своими именами. Позднее, например, несмотря на ощутимое давление, не стал писать воспоминания о "роли Л. И. Брежнева" после того, как Генеральный секретарь упомянул о подвигах летчика в "Малой земле".
Возглавив оборонное общество, А. И. Покрышкин почти десять лет находился на этом посту и сыграл особую роль в истории ДОСААФ. Для него сразу же стали первостепенными задачи военно-патриотического воспитания, технического обучения и физической закалки молодежи - достойного резерва наших Вооруженных Сил. Александр Иванович с головой ушел в решение проблем, связанных с реализацией задач оборонного общества.
В 1972 году ему было присвоено звание маршала авиации.

         Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, 11 иностранными орденами, многими медалями. За этими наградами - высокое признание благодарной Родины.
       Умер А. И. Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Одна из улиц юго-запада столицы носит его имя. В 1993 году получила название "Покрышкин" малая планета. В Новосибирске открыта станция метро "Покрышкинская". Там же, на родине трижды Героя, установлен бронзовый бюст. На западе России, в Калининградской области, несут боевое дежурство летчики родного для великого аса гвардейского истребительного ордена Александра Невского авиаполка имени маршала Александра Покрышкина.

 
Категория: Война | Добавил: Анмаж (28.03.2013)
Просмотров: 2120 | Комментарии: 1 | Теги: покрышкин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Третьяк   (18.02.2015 00:56)
Между прочим, Нина Никитична - директор школьного (!?) музея имени "Боевого пути" - родная сестра Дины Никитичны - председателя Совета ветеранов Калининского района. Отсюда и оклад, и отсутствие вывески, и полная чехарда в интерпретации боевых успехов Великого лётчика. Заезжим музейщикам-то что за дело до нашей станицы?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Яндекс.Метрика