*Впервые опубликовано в 2004-2006 г. в авторских работах доцента В.Я. Онищенко - http://kuban-stan.ucoz.ru/index/0 -
105 К сожалению, многие веб-ресурсы продолжают сообщать вымыслы о времени постройки
этой церкви
и
ее якобы доставке на баржах то ли из Чернигова, Запорожья или других мест. Враки все это....
Казаки Поповичевского куреня ЧКВ построили две церкви во имя Богоявления Господня. Первая – деревянная, с колокольней, но без фундамента была построена к 1799 г., когда курень располагался в своём первом селении у Красного леса. Её первым священником был Стефан Твердомед (В 1803 г. он умер, а его жена Елена 1770 г. р. значится в ревизской сказке Поповичевского куреня за 1816 г.).
При переселении куреня в 1808 гг. эту церковь разобрали, перевезли обозами в новое селение на Понуре, установили, и она начала действовать с лета 1809 г.
Богоявленская церковь: фото 14.04.1999 г. Иконостас: фото 14.06.2011 г.)
14 июля 1858 г. священник Богоявленской церкви Андрей Михайловский и дьякон Иосип Пахненко на запрос Войскового правительства о нравственном состоянии своих прихожан, ответили следующее: «Жители станицы Поповичевской в такой степени религиозны и умственно образованы, в какой преподаётся им их пастырями в церкви во время богослужения, их наставниками − во время военной и гражданской службы. Местность их состоит при реке Конуре, верование их православное, утверждённое на основании правил Святой Православной Церкви, в нравственности хороши они, обычаи их − какие по происхождению они получили от своих родителей»[22].
Со временем эта церковь стала тесной: возросло население. Поэтому в 1833 г. рядом с ней, но ближе к реке, заложили новую Богоявленскую церковь – тоже деревянную, с колокольней, но на кирпичном фундаменте.
Согласно рекомендациям Ставропольской епархии (они хранятся в архивах) новую церковь ставили на удалении не менее 4-х саженей от старой. Если такого места не было, выбирали другое – с учётом общей планировки населённого пункта.
Строили, как тогда было принято, без гвоздей, на шипах и клиньях.
Вместе с правым − Матвеевским приделом новую церковь ввели в действие в 1838 г.
С той поры обе церкви стояли рядом и были действующими. В 1843 г. в них служили священники Лев Алексеев 23 лет и Стефан Рыбальский 36 лет, диакон Иоанн Павленко – 32, дьячок Алексей Закиревский – 18, пономари Григорий Вихрицкий – 28 и Стефан Коколевский – 28 лет.
Строительство новой церкви завершилось в 1855 г. пристройкой ещё одного – левого придела, наречённого во имя святого великомученика Пантелеймона. В таком виде церковь освятили в 1856 году, затратив на строительство 9714,3 рублей серебром, собранных станичниками «по раскладу» и добровольными приношениями.
Находясь во внутреннем помещении церкви, без труда можно оценить его первоначальные размеры. Его длина вместе с колокольней изначально составляла 12 саженей (около 25 м), а высота до карниза – около 2-х саженей (4,5 м). Ширина помещения сначала ограничивалась южной и северной боковыми стенами. После пристройки правого, а затем левого приделов эти стены вырезали, подперев их верхние части чугунными опорами. Эти опоры оказались в середине помещения, а его ширина увеличилась до 24 м. .
Старую церковь снесли около 1880 г. – по ветхости. После этого Епархия разрешила пустить на слом общие для двух церквей ограду и сторожку, построить новые – для оставшейся одной Богоявленской церкви
В новой сторожке (она сохраняется доныне) 7 декабря 1886 г. священник Парадиев открыл школу грамоты, а псаломщик Кондратов подарил мебель и книги для первых 37-ми учеников.
По уточнённым данным старая Богоявленскя церковь стояла на северной стороне современной церковной площади. Место это остаётся неприкосновенным до сих пор: традиции, замешанные на суевериях, не исчезают из памяти народной.
С той поры и поныне церковная площадь имеет почти квадратную форму с размерами сторон около 150 м. Лишь в последние годы на южной (но не северной!) стороне площади появились новые строения и коммуникации - большинство из них построено с нарушением действующего законодательства....
Священник Богоявленской церкви Василий Ключанский (1851-1918) в 1910 г. награждён бархатной фиолетовой скуфьею; священник Ф..И. Дудкин возведён в сан протоиерея в 1912 г.; местный казак Федот Лях утверждён церковным старостой в 1913-м.
Памятным событием стало посещение Богоявленской церкви 28-29 мая 1916 г. епископом Ейским Иоанном, который совершил всенощное бдение, Божественную литургию и вместе с местным священником Николаем Соболем (1873-1918) сказал проповедь.
При первом установлении советской власти в станице (апрель-август 1918 года) были расстреляны самые уважаемые и авторитетные местные священники - Василий Ключанский и Николай Соболь. Зверство совершили вооруженные красноармейцы, "заглянувшие" в церковь утром 9 августа 1918 года.
Первые деревья (всего один ряд акаций!)с северной, обращенной к станице стороны Богоявленской церкви были посажены в начале 20-х годов прошлого века. Этим "прикрытием" прихожане смогли убедить воинствующих атеистов не разрушать "спрятанный" храм, и он уцелел...
Однако повторное установление советской власти в станице в 1920-м году, привело к закрытию Богоявленской церкви, превращении ее в складское помещение, ограничению богослужений, закрытию и сносу в 1935 г. Покровского храма.
Затем последовала насильственная коллективизация и обусловленный ею голодомор 1932-1933 гг., унесший жизни большей части (более 7 тысяч!) станичного населения.
Когда же в августе 1942 года станицу заняли немецкие оккупанты, местные прихожане очистили церковь от посторонних вещей, и в ней начались богослужения,. которые идут в ней и поныне...
В последние годы ее настоятелями были - протоиерей Георгий (1995-2010 гг.), митрофорный протоиерей Аркадий (2010-2015 гг.), игумен Юрий (2015-2017 гг.), протоиереи Дмитрий (с 2017 г.) и Максим (с 2018 г.).
___________________________________________
К сожалению, и сегодня (середина 2018 г.) находятся "писаки", которые продолжают тиражировать ложь об этой церкви, прибавляя к ней фрагменты чужих авторских работ без предусмотренных Законом обязательных ссылок на них, то есть воруют и сеют невежество...
Искажается и название этой церкви. В архивных документах она именуется только Богоявленской − относящейся к празднику явления Бога на земле человеку − Богоявления, Крещения Господня. Теперь же к этому названию грамотеи прибавляют приставку Свято-.
Ещё один вымысел касается выбора места для этой церкви: она якобы была построена на месте предварительно снесённой старой церкви. Однако такого не могло быть: во-первых, потому, что Станичное правление не могло оставить население без храма на многие годы. Во-вторых, потому что согласно христианской традиции ни церковь, ни жилой дом не ставят на место снесённого строения − дурная примета. Эта традиция жива до сих пор и учитывается при восстановлении разрушенных храмов.
Чаще других воруют, искажают чужие авторские работы штатные корреспонденты газеты "Калининец" (главред А.Е. Дульский), а также сотрудники местной Библиотеки (директор Л. Грачева), должностные лица администрации станицы и района и др. Прокуратура знает об этом и молчит...
Другая для церкви рукотворная БЕДА - охвативший ее плотным кольцом, совершенно не нужный ей сад, К сожалению, ни священнослужители, ни местные чиновники не распознали опасности взращенного ими сада. Он не только скрывает великолепный церковный ансамбль, но и затрудняет проветривание прилегающей к храму территории, что неизбежно повышает влажность внутри храма. Отсюда - ускоренное гниение храмовой древесины, снижение уровня электробезопасности строения и пр.
Взращенный после 2006 г. светской властью этот сад (около 2-х га) маскирует расположенные в нем противозаконные строения - банкетный зал на 100 вип-персон, системы электро-, газо-, водо- снабжения, дороги, парковки и пр.
Непрерывно поступавшие во власть компетентные оценки и рекомендации по устранению возникшей опасности, были частично услышаны лишь в начале 2018 г. И лишь после этого неуклюжая бюрократия зашевелилась - таки очистила одну сторону церкви от зарослей.
Однако, вследствие повышенной влажности интенсивность износа храма за последние 6-8 лет превысила его износ за предыдущие 120-150 лет, когда на церковной площади не было деревьев.
Чиновникам (в том числе, от религии) объясняли это много раз, но они, к сожалению, не могут осмыслить столь простые вещи, знакомые любому домохозяину.... Поэтому и гонят теперь миллионы наших рублей на спешный ремонт церкви... обычное головотяпство...
Во имя спасения церкви необходимо полностью уничтожить сад, демонтировать укрываемые садом, отстроенные в 2010 г. за счет прихожан и церкви, без утвержденного проекта (Это же чистый криминал!) БАНКЕТНЫЙ ЗАЛ на сто мест, официально – это "ТРАПЕЗНАЯ для прихожан" (?!), а также подведенные к нему системы электро-, газо-, водоснабжения и покрытые асфальтом дороги и парковки.
Как и кем сочиняются мифы, см. здесь - http://kuban-stan.ucoz.ru/index/0-121
Использованные источники:
1.Онищенко В.Я. К вопросу о предыстории, основании и развитии станицы Калининской (Поповичевской) //В кн. Ф.А. Щербина и народы Юга России: история и современность: Сборн. матер. IV междунар. науч.-практ. конф. - Краснодар, 21.01.2006 г. - С. 256-262
2.Онищенко В.Я. Станица Калининская: от куренного селения до районного центра //Вестник ИМСИТа, 2006, № 1−2. - С. 87-92 - этот журнал включен в Российскую систему научного цитирования - РИНЦ - SCIENCE INDEX
3.Онищенко В.Я. Три православных храма станицы Поповичевской //Ф.А.Щербина, казачество и народы Северного Кавказа: история и совр-ть Сб-к мат. VIII науч.-практ. конф. − Краснодар, 28.02.2008. − С. 223−227