Станица Калининская - сельское поселение 
(Сведения из  работ доцента В.Я. Онищенко, 
опубликованных в 2004-2013 гг.) 
      Весной 2013 года станице Калининской (Поповичевской), основанной казаками-черноморцами Поповичевского куреня весной 1808 года, исполнилось 205 лет.  Из них около 60 лет она является районном центром Калининского района, более 50 лет – с осени 1957 г. называется станицей Калининской, и с 30.11.2005 г. имеет статус сельского поселения, якобы - по официальной версии - основанного 06.10.1794 года (непонятно кем и как?) ... Эта последняя  метаморфоза - от некомпетентных чиновников, она ... кочует по официальным сайтам и столам начальников ... изучается школьниками ... искажает историю ... лишает тысячи людей малой родины ...

       Статус районного центра, несомненно, оказывал положительное влияние на жизнедеятельность станицы, усиливал её связь с городом – краевым центром. Однако изменения во внешнем облике станицы происходили очень медленно.

       Вплоть до окончания прошлого века территория станицы находилась все в тех же границах, которые имела она в самый страшный период своей истории – голодомор 1932—1933 гг. Зато уплотнилась застройка кварталов, вследствие уменьшения нормативной площади дворовых участков - сначала до 0,15, затем до 0,06 га и менее.

         Согласно официальным данным территория станицы составляет 234 кв.км. При общей площади Калининского района 1516,3  кв. км на долю станицы приходится 1/6 ее часть, что явно не может быть ?!.

       В станице и сегодня все те же 10 вытянутых примерно с востока на запад продольных улиц − Набережная, Самохина (бывшая - ?), Вокзальная (бывшая - ?), Скляра (бывшая - ?), Ленина (бывшая Красная), Фадеева (бывшая Почтовая), Мира (бывшая Гривенская), Северная, Выгонная, Степная. Только первая из них и три последних улицы сохранили свои исторические названия, остальные переименованы.

       Поперечных улиц, идущих от реки на север, 22. Сегодня они носят следующие названия: 40 лет Октября, Восточная, Заводская, Заливная, Западная, Зареченская, Коваля, Коминтерна, Краснодарская, Крестьянская, Кузнечная, Куйбышева, Курганная, Лесная, Лиманная, Пролетарская, Садовая, Советская, Строителей, Школьная, Южная.

      Переулков в станице 14: 40 лет Октября, Есенина, Короткий, Краснодарский, Крестьянский, Кузнечный, Курганный, Лесной, Молодежный, Новый, Пролетарский, Светлый, Юбилейный, Южный.

       В 1952−1954 гг. в станице пробурили первую артезианскую скважину, построили водонапорную башню, проложили первые линии уличного водопровода.

       В те же годы в станице начали строить небольшие саманные хаты. «Столярка» для них − окна, двери, каркас кровли и даже камыш извлекались из пущенных на слом обветшалых казачьих хат.

       Тогда же в центральной части станицы появились первые тротуары. Материалов не хватало, опытных мастеров тоже, поэтому тротуары получались не только короткими, но и недолговечными.

       Первой дорогой с твёрдым покрытием стала часть улицы Коваля – от улицы Мира до Выгонной. Она вела к военному аэродрому в 1943 г. На её строительство пустили остатки измельченного храмового кирпича, который вскоре утонул в грязи.
       В жилых домах той поры − только керосиновые лампы, а то и простой «каганец» − промасленный ватный фитилек на блюдце. Административные здания и коммунальные службы электроэнергией снабжала небольшая дизельная электростанция, работавшая с вечера до полуночи. К ней же были подключены несколько лампочек, висевших на столбах в центральной части станицы. В 1957 г. появился более мощный дизельный электрогенератор американского производства. Электроснабжение станицы заметно улучшилось, свет появился во многих частных домах. Круглосуточным и доступным он стал лишь в 1962 году, когда станицу подключили к единой государственной системе энергоснабжения.
       Местами отдыха жителей станицы долгое время были только сквер, кинотеатр (бывший Дом собраний), Дом культуры (бывшая церковная сторожка), роща, да несколько мест для купания и рыбалки на реке Понуре.

       В середине 50-х годов прошлого века появился летний кинотеатр имени «1 Мая». Он располагался на западной окраине современной центральной площади (угол улиц Советской и Ленина). Тогда же в парке (в двух десятках метров от мемориального кладбища) построили танцплощадку. Покрытая асфальтом, огороженная штокетом она в 1965 г. была перенесена на возвышенное место, где стоял Покровский храм. Несмотря на протесты верующих там она «работала» до 2006 года. А в 2008 г., вопреки предложениям настоятеля Богоявленской церкви отца Георгия (Черных) установить на том святом месте Крест,  власть построила  фонтан (не иначе, как назло верующим?!).

       В начале 60-х в станице появился стадион, новое здание библиотеки (теперь в нем размещается Суд), Дом культуры, универмаг, здания районной администрации, ряд других административных зданий, магазинов, несколько жилых многоэтажек. Велось также строительство дорог и тротуаров. С 1988 года станица газифицирована

        Одновременно отстраивался частный сектор; в ходу были кирпич, бетон, шифер, древесина. Однако и поныне в станице много старых домов, построенных ещё казаками в начале прошлого века. Большинство из них обложено кирпичом, ошилёвано доской, оштукатурено, в них – свет, вода, газ. Но есть и такие дома, которые сохраняются в первозданном виде − без реконструкции и даже без ремонта. Они словно памятники их бывшим заботливым хозяевам....

       Главная станичная достопримечательность − деревянная Богоявленская церковь http://kuban-stan.ucoz.ru/index/bogoyavlenskya%20zerkov/0-12

Сохраняется и единственное в дореволюционной станице 2-х этажное кирпичное здание Ааманского правления. До войны в нём размещались райком партии и райисполком. Накануне фашистской оккупации в кабинетах сжигали деловые бумаги, здание пострадало. Реставрировать смогли лишь вначале 60-х, вернув зданию первоначальный облик и белый цвет.

     Напротив парадного входа в это здание с предвоенных лет стояла гипсовая статуя Ленина. Её убрали в 1992 г. после того, как на центральной площади установили новое, тоже гипсовое, но более респектабельное изваяние вождя. Но ему не повезло: «уронили» при реставрации площади в 2008 г. Зато уже в апреле 2009 г. у здания школы, непонятно зачем установили другую, совсем уж неказистую, покрытую серебрянкой статую вождя – третью по счёту.

        По южной стороне парка, примыкающей к центральной станичной площади, с довоенных времён стоит «Калинин» – тоже неказистый, гипсовый, «под серебрянку».  А на месте довоенного «Ленина» установили металлический Крест с мраморной доской и надписью на ней: «Казакам – станичникам, погибшим за Веру и Отечество, от благодарных потомков».

        Посредине южной стороны парка расположен мемориальный комплекс, начало которому положил Обелиск-1 со списком борцов за советскую власть. В 1943 году к нему прибавилось 19 отдельных и одна 41-местная братская могила (ее контуры утрачены) воинов-освободителей станицы. Там же - Обелиск-2 с фиктивным списком. Межу этим кладбищем и дорогой установленная в 1975 году Памятная стела с фиктивным списком 563 фамилий, среди которых 11% пропусков, приписок, грамматических ошибок http://kuban-stan.ucoz.ru/index/chichkovschina/0-161  

        После проведенных в 1993, 2008 и 2012 гг. реконструкций крайне неудачно изменилась планировка центрального станичного  квартала, обрамленного улицами Ленина и Фадеева. Кто-то додумался "заглушить" соединявшие их сквозные  проезды поперечных улиц Коваля, Советской и  Пролетарской. Первый из них - часть улицы Советской ещё вначале 40-х годов прошлого века стал частью вновь созданного сквера (ныне - парка). Вначале 90-х годов, без видимых на то причин, проезд по улице Коваля тоже присоединили к парку, но уже с другой его стороны. В последствии проезд по улице Пролетарской стал частью торгового комплекса.

      Без этих проездов непрерывность центрального квартала - от улицы "40 лет Октября" до улицы Крестьянской - превышает километр. Этот монолитный квартал фактически делит станицу на южную и северную зоны. Причем, все службы быстрого реагирования (пожарное депо,  больница, полиция) находятся в южной зоне, а места скопления людей (рынок,  стадион, школа, автовокзал и др.) - в северной. Прямое расстояние между ними не превышает 300 м, а в объезд - более 2-х км по далеко не лучшим дорогам. Именно этот путь ежедневно преодолевают тысячи авто, сотрясая станицу. 

      Предложения по освобождению указанных проездов для движения автотранспорта вносилось, начиная с  июля 2010 г., в том числе через СМИ. Предлагалось, в частности, ныне заглушенную часть улицы Коваля покрыть асфальтом, сделать ее проезжей, а при необходимости использовать ее как площадь - для проведения массовых мероприятий и народных гуляний, исключив их проведение на центральной улице Ленина, у мемориального комплекса, как это делается ныне. К сожалению, все эти предложения осталось не услышанными... 
                                                          
"Заглушенный" стык улиц Коваля и Фадеева  - фото 09.04.12 г. и  09.08.12 г.

На заднем плане здание постройки 1898 г. - бывшее Николаевское  мужское училище, открытое в 1870 г., ныне - СОШ №1 

Тем не менее, в конце 2012 г. тротуарная плитка, безрассудно уложенная в 2008 г. по улице Коваля (см. фото слева), удалена, а вместо нее уложена другая, более дорогостоящая тротуарная плитка (см фото справа). То есть, сквозной проезд окончательно заглушен и, в случае ЧП или ЧС, пожарные, полицейские машины, "Скорая помощь" помчатся за три квартала в объезд... 
... В очередной раз миллионы бюджетных рублей пущены на ветер и во вред жителям станицы...

 

                          

     

Copyright MyCorp © 2018
Яндекс.Метрика