Яндекс.Метрика Сайт -кубанская станица КАЛИНИНСКАЯ
Герб     Сайт -станица КАЛИНИНСКАЯ    

Поселение
                                                                                                                                                                                   

Категории
События [30]
Вымыслы [25]
Подлог [36]
Плагиат [33]
Беспамятство [21]
Статистика
                           
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Форма входа
$LOGIN_FORM$
Мини чат

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 08:21

 История и современность станицы Калининской  
(По материалам авторских  работ доцента В.Я. Онищенко, опубликованных в 2001-2013 гг.) 
      
       Кубанская станица Калининская (Поповичевская) на правом берегу  мелководной речки Понура была основана казаками  Поповичевского куреня, большинство из которых были выходцами из волынского села Поповичи - отсюда название. То был один из 38-ми исторических куреней знаменитой Запорожской  Сечи, возникшей в середине XVI  и  лишь в 1788 году преобразованной в Черноморское казачье войско (ЧКВ).
      По прибытии в 1792-1793 гг. ЧКВ на Кубань, свое первое куренное  селение поповичевцы основали вначале 1794 г. вблизи урочища Сагы, нынешнего Красного леса.
      Однако близость войны и агрессивность новых соседей, турецких подданных, вынудили жителей ряда куренных селений просить власти о переносе их селений на новые места. Получив на это разрешение Войскового правительства, Поповичевское куренное селение ранней весной 1808 года было перенесено на то место, где теперь находится станица Калининская.
      По состоянию на 2020 год  с той поры прошло 212 лет, из которых первые 34 года то было Поповичевское куренное селение, следующие  115 лет - станица Поповичевская, с 1957 года  - станица Калининская, а с 30.11.2005 г. официально именуется Калининским сельским поселением Калининского района Краснодарского края.
      Стоит также отметить, что с 1924 года эта станица стала административным центром района, название которого трижды менялось - Поповичевский, Кагановичевский, Калининский....
       Статус районного центра, несомненно, оказывал положительное влияние на жизнедеятельность станицы, усиливал её связь с городом – краевым центром. Однако изменения во внешнем облике станицы происходили очень медленно.
       Вплоть до окончания прошлого века территория станицы находилась все в тех же границах, которые имела она в самый страшный период своей истории – голодомор 1932—1933 гг. Зато уплотнилась застройка кварталов, вследствие уменьшения нормативной площади дворовых участков - сначала до 0,15, затем до 0,06 га и менее.
         Согласно официальным данным территория станицы составляет 234 кв.км. Непонятно, кем и как определялся этот размер, однако, при общей площади Калининского района 1516,3  кв. км на долю станицы приходится 1/6 ее часть, что явно не может быть (?!).
       В станице и сегодня все те же 10 вытянутых примерно с востока на запад продольных улиц − Набережная, Самохина (бывшая - ?), Вокзальная (бывшая - ?), Скляра (бывшая - ?), Ленина (бывшая Красная), Фадеева (бывшая Почтовая), Мира (бывшая Гривенская, Сталина), Северная, Выгонная, Степная. Только первая из них и три последних улицы сохранили свои исторические названия, остальные переименованы.
       Поперечных улиц, идущих от реки на север, 22. Сегодня они носят следующие названия: 40 лет Октября, Восточная, Заводская, Заливная, Западная, Зареченская, Коваля, Коминтерна, Краснодарская, Крестьянская, Кузнечная, Куйбышева, Курганная, Лесная, Лиманная, Пролетарская, Садовая, Советская, Строителей, Школьная, Южная.
      Переулков в станице 14: 40 лет Октября, Есенина, Короткий, Краснодарский, Крестьянский, Кузнечный, Курганный, Лесной, Молодежный, Новый, Пролетарский, Светлый, Юбилейный, Южный.
       В 1952−1954 гг. в станице пробурили первую артезианскую скважину, построили водонапорную башню, проложили первые линии уличного водопровода.
       В те же годы в станице начали строить небольшие саманные хаты. «Столярка» для них − окна, двери, каркас кровли и даже камыш извлекались из пущенных на слом обветшалых казачьих хат.
       Тогда же в центральной части станицы появились первые тротуары. Материалов не хватало, опытных мастеров тоже, поэтому тротуары получались не только короткими, но и недолговечными.
       Первой дорогой с твёрдым покрытием стала часть улицы Коваля – от улицы Мира до Выгонной. Она вела к военному аэродрому,  располагавшемуся 
в 1943 году на станичной окраине. На дорогу эту пустили  кирпичный щебень (вскоре он утонул в грязи) образовавшийся при сносе Покровского храма в 1935 г. 
       В жилых домах той поры − только керосиновые лампы, а то и простой «каганец» − промасленный ватный фитилек на блюдце. Административные здания и коммунальные службы электроэнергией снабжала небольшая дизельная электростанция, работавшая с вечера до полуночи. К ней же были подключены несколько лампочек, висевших на столбах в центральной части станицы. 
       В 1957 г. в станице появился более мощный дизельный электрогенератор американского производства. Электроснабжение станицы заметно улучшилось, свет появился во многих частных домах. Круглосуточным и доступным он стал лишь в 1962 году, когда станицу подключили к единой государственной системе энергоснабжения.
       Местами отдыха жителей станицы долгое время были только сквер, кинотеатр (бывший Дом собраний), Дом культуры (бывшая церковная сторожка при Покровском храме (она сохраняется доныне)), роща, да несколько мест для купания на Понуре.
       В середине 50-х годов прошлого века появился летний кинотеатр имени «1 Мая». Он располагался на западной окраине современной центральной площади, примыкающей к зданиям районной администрации (угол улиц Ленина и Советская). Тогда же в парке (в двух десятках метров от мемориального кладбища) построили танцплощадку. Покрытая асфальтом, огороженная штокетом она в 1965 г. была перенесена на холмик, образовавшийся после сноса Покровского храма. Несмотря на протесты верующих там она «работала» до 2006 года. А в 2008 г., вопреки предложениям станичных старожилов и настоятеля Богоявленской церкви отца Георгия установить на том святом месте Крест,  власть построила  фонтан (не иначе, как назло верующим?!).
       В начале 60-х в станице появился стадион, новое здание Дома культуры, универмаг, ряд административных зданий, магазинов, несколько жилых многоэтажек. Велось также строительство дорог и тротуаров. С 1988 года станица газифицирована
        Одновременно отстраивался частный сектор. В ходу были кирпич, бетон, шифер, древесина. Однако и поныне в станице много старых домов, построенных ещё казаками в начале прошлого века. Большинство из них обложено кирпичом, ошилёвано доской, оштукатурено, в них – свет, вода, газ. Но есть и такие дома, которые сохраняются в первозданном виде − без реконструкции и даже без ремонта. Они словно памятники своим бывшим заботливым хозяевам....
       Главными станичными достопримечательностями и поныне  (2019 г!) остаются:
  • Богоявленская церковь - памятник деревянной архитектуры - заложена в 1833-м, освящена в 1856 году; 
  • Дом Атаманского правления - первое в станице двухэтажное кирпичное  здание, построено в 1913 году; 
  • Четыре кирпичных здания народных училищ, построенных в конце XIX - начале XX веков; 
  • Паровая мельница и маслобойка - бывшие в частной собственности постройки 1914 года.
     С довоенной поры в станичном парке были установлены гипсовые памятники Сталину, Ленину и Калинину. Первый из них был выброшен на свалку в 1956 году, а второй убрали в 1992 г. - после того, как на центральной площади установили новое, тоже гипсовое, но более респектабельное изваяние вождя. Но его «уронили» при реставрации площади в 2008 г. Поэтому уже в апреле 2009 г. у здания школы №1, непонятно зачем установили другую, совсем уж неказистую, покрытую серебрянкой статую вождя – третью по счёту. А на его довоенном установлен металлический Крест с мраморной доской и надписью на ней: «Казакам – станичникам, погибшим за Веру и Отечество, от благодарных потомков».
        «Калинину»  повезло больше: установленный рядом с кустом сирени,. сегодня  он оказался вблизи  в угловой части парка и блистает своим неказистым гипсом «под серебрянку». Споры о возвращении станице Калининской ее исторического названия - Поповичевская продолжаются....

        Вспомним также, что посредине южной стороны парка расположен мемориальный комплекс, начало которому положил установленный в 1936 году Обелиск-1 со списком 121-го борца за советскую власть. 
    В 1943 году к нему прибавилось 19 персональных и одна братская могила (ее контуры утрачены) воинов-освободителей станицы от оккупантов. Там же установлен Обелиск-2 с не уточненным списком погибших.... 
    Памятная стела в честь погибших на ВОв земляков была установлена в 1975 году. Изначально на ней было 478 фамилий с инициалами. Затем, в 2010 г. на ней появился фиктивный список 448 фамилий, который в 2012 г. заменили еще более фиктивный список 563 фамилий, среди которых 11% пропусков, приписок, грамматических ошибок. Имена мародеров-плагиаторов известны, но за ними стои власть...к сожалению...  
        После проведенных в 1993, 2008 и 2012 гг. реконструкций крайне неудачно изменилась планировка центрального станичного  квартала, обрамленного улицами Ленина и Фадеева. Кто-то додумался "заглушить" соединявшие их сквозные  проезды поперечных улиц Коваля, Советской и  Пролетарской. Первый из них - часть улицы Советской ещё вначале 40-х годов прошлого века стал частью вновь созданного сквера (ныне - парка). Вначале 90-х годов, без видимых на то причин, проезд по улице Коваля тоже присоединили к парку, но уже с другой его стороны. В последствии проезд по улице Пролетарской стал частью торгового комплекса.
      Без этих проездов непрерывность центрального квартала - от улицы "40 лет Октября" до улицы Крестьянской - превышает километр. Этот монолитный квартал фактически делит станицу на южную и северную зоны. Причем, все службы быстрого реагирования (пожарное депо,  больница, полиция) находятся в южной зоне, а места скопления людей (рынок,  стадион, школа, автовокзал и др.) - в северной. Прямое расстояние между ними не превышает 300 м, а в объезд - более 2-х км по далеко не лучшим дорогам. Именно этот путь ежедневно преодолевают тысячи авто, сотрясая станицу. 
      Предложения по освобождению указанных проездов для движения автотранспорта вносилось, начиная с  июля 2010 г., в том числе через СМИ. Предлагалось, в частности, ныне заглушенную часть улицы Коваля покрыть асфальтом, сделать ее проезжей, а при необходимости использовать ее как площадь - для проведения массовых мероприятий и народных гуляний, исключив их проведение на центральной улице Ленина, у мемориального комплекса, как это делается ныне. К сожалению, все эти предложения осталось не услышанными... 
                                                          
"Заглушенный" стык улиц Коваля и Фадеева  - фото 09.04.12 г. и  09.08.12 г.
На заднем плане здание постройки 1898 г. - бывшее Николаевское  мужское училище, открытое в 1870 г., ныне - СОШ №1 
Тем не менее, в конце 2012 г. тротуарная плитка, безрассудно уложенная в 2008 г. по улице Коваля (см. фото слева), удалена, а вместо нее уложена другая, более дорогостоящая тротуарная плитка (см фото справа). То есть, сквозной проезд окончательно заглушен и, в случае ЧП или ЧС, пожарные, полицейские машины, "Скорая помощь" помчатся за три квартала в объезд... 
... В очередной раз миллионы бюджетных рублей пущены на ветер и во вред жителям станицы...

 

                          

     

Copyright MyCorp © 2024
Яндекс.Метрика