Яндекс.Метрика Сайт -кубанская станица КАЛИНИНСКАЯ
Герб     Сайт -станица КАЛИНИНСКАЯ    

Экономика
                                                                                                                                                                                   

Категории
События [30]
Вымыслы [25]
Подлог [36]
Плагиат [33]
Беспамятство [21]
Статистика
                           
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Форма входа
$LOGIN_FORM$
Мини чат

Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 10:01

                                Экономика
       До середины прошлого века станичное хозяйство составляли три колхоза, МТС, личные подворья станичников, построенные до революции мельница, маслобойка, Сырзавод, а также возникшие позже «Заготскот», "Заготпушнина", мелкие промысловые и другие предприятия.
      Спустя пять лет после окончания войны все три местных колхоза да ещё колхоз «Путь к социализму» соседней станицы Хмельницкой объединили в один − им. Ленина. 
      Такое решение было принято общим собранием представителей всех четырёх колхозов − до 600 человек, которое состоялось 01.10.1950 г. в кинотеатре им. Горького [«За коммунизм», 5.10.1950]. В распоряжении колхоза им. Ленина оказалось 16332 га земли, включая 13776 га пашни, 320 га садов и виноградников, 74 га шелковицы (для тукового шелкопряда – на продажу). Вместо 13-ти полеводческих бригад в укрупнённом колхозе их стало 5.
       Первый председатель правления колхоза им. Ленина − Милушкин (бывший председатель колхоза «Коминтерн»), его зам. − Шестеренко (бывший председатель «Индустрии»). В состав правления вошли руководители бригад и ферм объединяемых колхозов: Рыбальченко, Белозуб, Серый-Козак, Ерёмина (бухгалтер), Коваль, Топка (председатель хмельницкого колхоза) и Рязанов − инструктор РК ВКП (б).       
       Правление нового колхоза сначала размещалось в конторе бывшего колхоза «Вторая пятилетка». Потом рядом с ним (то есть на бывшем кладбище) построили другие здания колхозного правления. Теперь в них находятся офисы станичной администрации, агрофирмы, других учреждений. А рядом − магазины, кафе, школа….  
       Механизацию полевых работ в колхозе обеспечивала Кгановичевская МТС. Её мастерские, служебные и складские помещения располагалась в станиц
е между улицами Северной и Выгонной, Советской и Пролетарской, а её техника квартировала в колхозных бригадах.       
   Знаковым событием на колхозных полях середины прошлого века стало широкое внедрение в севооборот новых сортов возделываемых культур, в частности, пшеницы «Безостая-1». Она успешно противостояла и вредителям, и дождю, и ветру − не полегала на полях. Позже её вытеснили другие, ещё более эффективные сорта.        
     В постоянном севообороте были также ячмень, овёс, подсолнух, кукуруза, конопля, которая шла на производство пеньки и конопляного масла. Позже коноплю на полях вытеснил кенаф – тоже лубяная культура. Для его переработки за восточной окраиной станицы Поповичевской (вблизи железной дороги) построили небольшой завод. Когда кенаф уступил место сахарной свекле, территорию лубзавода вместе с постройками передали отделению Тимашевского откормочного совхоза (бывшему «Заготскот», который ранее располагался между улицами Северной, Коминтерна, Выгонной).

       Основа станичной экономики – колхоз. С ним тесно взаимодействовали все станичные учреждения и жители. Однако эффективность колхозного производства существенно уступала дореволюционному опыту хозяйствования на кубанской земле. За все годы своего существования колхозы никогда не давали того количества продовольствия, которое получали на казачьих семейных наделах.       
      Для укрепления колхозов принимались государственные решения, которые безоговорочно исполнялись на местах. Так, в конце 50-х годов станичникам рекомендовали продать свои коровы колхозу. Вслед за этим в станице организовали продажу молока, но все общественные пастбища и сенокосы распахали (оставили лишь один клин, примыкающий к кладбищу, он сохраняется доныне). Это позволило примерно на треть увеличить колхозное стадо и избавить станичников от содержания коров на своих подворьях.
       
     Другое мероприятие – химизация сельского хозяйства. В станицу завозили тонны пестицидов, в основном, дуста (DDT). На территории бывшего военного аэродрома построили склад, ангар, взлётную полосу. Двукрылые «Ан-2» регулярно сыпали «химию» на поля, уничтожая вредителей, отравляя водоёмы. Страдали пчёлы, степные птицы…

         Следующим мероприятием стала ликвидация МТС и продажа принадлежавшей ей техники колхозу. С той поры у колхоза им. Ленина появился хоздвор (за кладбищем) с гаражами, площадками для сельхозтехники, ремонтными мастерскими.
         Проводилось и множество других реорганизаций, которые, к сожалению, ощутимых результатов не давали. Эффективность колхозного производства известна сегодня всем. И Кубань, и вся страна до революции были крупнейшими в мире производителями продовольствия, его излишки регулярно шли на экспорт. Начиная же с середины прошлого века, страна покупает продовольствие за рубежом.  
       Производительность труда в наших колхозах была в 6−8 раз ниже, чем в фермерских хозяйствах развитых стран. В сопоставимых почвенно-климатических условиях урожайность пшеницы на наших полях 30−40, в последние годы 40—60, у них − 100−120 ц./га; наши лучшие коровы давали по 5−7 тыс. литров молока в год, у них − 10−12 тыс., и т.д.

        Чтобы устранить отставание, ведём мы теперь широкомасштабные закупки аграрных технологий за рубежом. Покупаем всё − семена, сеялки, комбайны, тракторы … и поголовье скота, и технологии его откорма, и пр. Всё это мы могли бы иметь у себя − при иных формах землепользования и организации аграрного производства.
        Лишь в последнем десятилетии прошлого века в стране началось реформирование аграрного сектора экономики. Колхозы упразднили, и все бывшие колхозники формально (по документам) получили в собственность по 4—5 га бывшей колхозной земли. Однако другая колхозная недвижимость и сельскохозяйственная техника новым владельцам земли не передавались. Поэтому они вынуждены были сдавать свои доли в аренду агрофирмам, фактически заменившим колхозы.         Такое положение не может продолжаться долго. Скорее всего, станичников ждут новые изменения, и они уже начались. Реформируются агрофирмы (к сожалению, не всегда удачно), эффективнее используются земли. Одновременно идут процессы купли-продажи «долей», что неизбежно ведёт к сосредоточению сельскохозяйственных угодий в руках крупных собственников. Возможно, такой путь реформирования приведёт (наконец-то!) к соединению в одном лице и собственника земли, и производителя сельхозпродукции.
        При таком сценарии развития событий большинство станичников станут наёмными работниками. Их социальное благополучие, а вместе с ним и экономика станицы окажутся во власти рыночных законов, важнейшие из которых касаются производительности, качества, условий и оплаты труда.
       Ныне в станице функционируют агрофирма «Колос» (ожидается её реорганизация, смена названия), ОАО «Сыркомбинат «Калининский», ООО «Балтимор», а также ряд небольших предприятий местной промышленности и обслуживания населения.         
       Некогда прямой путь от станицы Калининской до Краснодара составлял 53 км. Дорога пролегала через Старовеличковскую, мимо хутора Бойкопонура, по юго-западной окраине станицы Нововеличковской, через хутор Примаки − к северо-западной окраине Краснодара. После того, как в 1963 г. на этой окраине построили военный аэродром, дорога стала объездной. От станицы Нововеличковской она уходит на север и через станицу Новотитаровскую и посёлок Витаминкомбината возвращается по Ростовскому шоссе на юг − в Краснодар. Общая протяжённость пути возросла до 65 км. Лишь к 1980 г. дорогу заасфальтировали. Сегодня, при наличии современной строительной техники, при явной экономической выгоде, дорогу эту вполне можно сократить на треть
.
       В ближайшем окружении Калининской находятся станицы Старовеличковская (5 км между центрами) − на юго-востоке; г. Тимашевск (25 км), Медведовская (26 км) − на востоке; Роговская (27 км) − на севере; Новониколаевская (до 1891 г. − посёлок Ангелинский) и Гривенская (бывший Черкесский аул) − на северо-западе. В западном направлении − Старонижестеблиевская, Полтавская, города Славянск-на-Кубани, Крымск, Новороссийск, Темрюк (120 км), за ним − Тамань, Керченский пролив.
   
    *Авторская работа доцента В.Я. Онищенко, публикуется впервые с 2011 г. При воспроизводстве гиперссылка на эту страницу обязательна 
Copyright MyCorp © 2024
Яндекс.Метрика