Яндекс.Метрика ad> Сайт -кубанская станица КАЛИНИНСКАЯ
Герб     Сайт -станица КАЛИНИНСКАЯ    

ИСТОРИИ -вехи
                                                                                                                                                                                   

Категории
История [26]
Война [7]
Дела [6]
Молва [2]
Хула [26]
Статистика
                           
Календарь
Форма входа
$LOGIN_FORM$
Мини чат

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 15:12

Главная » Статьи » Хула

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ В СТАНИЧНОЙ ИСТОРИИ* 

В.Я. Онищенко, доцент Академии маркетинга и 
социально-информационных технологий (ИМСИТ), г. Краснодар
       
       История станицы Калининской жила в памяти народной, передавалась от поколения к поколению, оседала в семейных документах и архивах. В этих самобытных процессах накопления исторических знаний не было места мифам и легендам: семьи хранили память лишь о достоверных деяниях предков.
       Не возникали мифы и в годы советской власти, когда связь поколений была разорвана, а традиционный жизненный уклад разрушен. Их не было, во-первых, потому, что выпавшие на долю большинства станичников тяжёлые испытания затмили их историческое прошлое. Во-вторых, история станицы, как и всей страны, замалчивалась, вытеснялась из памяти народной – вместе с царями, генерал-губернаторами, видными государственными деятелями, казачеством... Вместо этого на всех уровнях образования изучалась история правящей партии, её идеология, где не было места ни религии, ни казачеству, ни малой родине.
      Уцелевшие после войн и репрессий казаки и казачки, другие жители станицы многое успели передать детям и внукам, память которых пронесла эти знания до конца ушедшего столетия, стала звеном в цепочке. Пробудилась она на волне начавшихся в стране демократических преобразований. 
       Станичники в большинстве своём с энтузиазмом восприняли перестройку, проявили неподдельный интерес и к переменам, и к историческому прошлому своей станицы. Едва ли не стихийно начались сбор исторических сведений о станице, опросы старожилов о былых временах, поиск старинных фотографий.Одной из находок стал снимок разрушенного, неизвестного современникам Покровского храма. Ещё один его снимок (иного ракурса) прислали с Урала репрессированные станичники… 
       Самые сильные впечатления у станичных старожилов связаны с голодом 1933 г. Их воспоминания и рассказы подтолкнули обновлённую власть к увековечению памяти его жертв. В станице установлена скульптура скорбящей матери на братской могиле. Однако проект остался незавершённым, и скульптура до сих пор безымянна: не указано, кому она посвящена, кто они, сколько их… Такая же участь постигла и едва начатые дискуссии по возвращению станице исторического названия, и первые шаги по воссозданию её исторического прошлого.Зато на центральной станичной площади вскоре появился новый памятник вождю мирового пролетариата. 
         Установка в станице двух столь разноплановых скульптур вполне отражает динамику процессов, происходивших в то время в стране, на Кубани, в станице Калининской.Новые демократические начинания были не только приостановлены, но и подвергнуты дискредитации. Противники перемен вместо исторической правды преподнесли станичникам букет легенд и мифов, обосновав их якобы найденными в архивах документами и ранее недоступной исторической литературой.  Мифы оказались живучими и до сих пор кочуют по страницам СМИ, справочников, учебников.
        Миф первый относится к предыстории станицы – касается унаследованного ею названия Поповичевского куреня. Без каких-либо научных обоснований название оказалось связанным с гетманом Иваном Самойловичем. Его, сына священника, часто называли «поповичем», якобы, от этого слова и пошло название куреня. Придумана даже и политическая подоплёка: согласно ей казаки уважали гетмана, поддерживали его в борьбе за гетманскую булаву и назвали они свой курень по закрепившемуся за ним прозвищу.
       Появление этой легенды по времени совпало с началом дискуссий по возвращению населённым пунктам их исторических названий. Обычный приём противников таких действий: опорочить историческое имя, возвысить настоящее. Мол, станица носила имя даже не священника, а уничижительное прозвище его сына, поповича. Потому, дескать, её историческое название вовсе не Поповичевская, как писали Гоголь, Яворницкий [1], Щербина [2], а «Поповическая» без второй буквы «в». А вот название «Калининская» – и вполне благозвучное, и носит имя выдающегося коммуниста [3], пусть даже оскандалившегося участием в репрессиях народа, казачества.
        Исторические факты, отражённые в литературе, архивных документах, свидетельствуют иное. Название Поповичевского куреня произошло от имени собственного – Попович, которое принадлежало либо населённому пункту – малой родине первых казаков куреня, либо его первому атаману. Точные данные считаются утраченными [1].Никакого взаимодействия казаков этого куреня с гетманом Самойловичем не было и быть не могло. 
   Во-первых, потому, что Запорожская Сечь была «внеправительственной» организацией, никому не подчинялась, а её отдельно взятые курени не вели и не могли вести самостоятельные политические интриги по избранию гетмана страны. В таких процессах участвовало Украинское казачье войско, но не Запорожское.
      Во-вторых, Иван Самойлович гетманом был в 1674–1687 гг., а Поповичевский курень возник едва ли не на сотню лет раньше. Гетман действительно был попович – сын священника, но не его внук – поповический сын, как пишут современные СМИ, обосновывая этим название станицы без второй буквы «в»: Поповическая. Она была только Поповичевской, и это подтверждают не только документы ЗАГСа, выданные до 1957 г.: они есть почти в каждом станичном доме. Доступное всем доказательство – в гоголевском «Тарасе Бульбе»: Поповичевский (а не Поповический!) курень – участник событий 1640–1650 гг. В этом гениальном произведении Поповичевский курень упоминается дважды, и оба раза – рядом с Уманским куренём, что наводит на мысль о пророчестве: именно эти исторические названия доныне не возвращены кубанским станицам.Гетман же Самойлович поддержкой запорожцев никогда не пользовался, имел репутацию интригана против Москвы и закончил жизнь в сибирской ссылке. Авторитетнейший запорожец Иван Дмитриевич Сирко в письме московскому царю, называя Самойловича «поповичем», пишет о нём: «Какому они мужику гетманство дали, он своих разоряет, да и разорять-то не умеет» [1, т. 2, с. 355]. Легендарный Иван Сирко был кошевым атаманом Сечи в 1660–1679 гг. Это при нём запорожцы писали знаменитое письмо турецкому султану – вспомним полотно Ильи Репина!
     Увязать название Поповичевского куреня с гетманом-поповичем могли лишь, на наш взгляд, идеологически зависимые историки – в пику ненавистным им российским царям. Толчком для этого могло послужить созвучие имени и фамилии поповичевского куренного атамана в 1756 г. – Ивана Гетьмана с Иваном Самойловичем – гетманом Украины. Возможно, это созвучие кого-то и навело на мысль связать с гетманом название куреня.
    Другой миф касается времени основания станицы: называются от 1793 по 1810 гг. Путаница возникает вследствие смешения событий, относящихся к предыстории станицы, и её собственно истории, которая начинается со времени прибытия первопроходцев на место будущей станицы. 
    Такое время определяется двумя документально подтверждёнными датами: 9 декабря 1907 г. генерал-губернатор Новороссии де Ришелье подписал разрешение на перенос приграничных селений вглубь войсковой территории; весна 1808 г. – первые сообщения с берегов Понуры – места расположения Поповичевского куренного селения.
      Ещё ряд мифов связан с православными храмами – их в станице было построено три. Первый – Богоявленская церковь – построен к 1799 г., из деревьев, спиленных в Красном лесу, вблизи которого располагалось Поповичевское куренное селение с 1794 г. При переселении куреня в 1808 г. на новое место церковь разобрали, обозами перевезли в новое, основанное на Понуре селение, там установили к лету 1809 г.
      В одних мифах церковь якобы изначально была построена в новом селении к 1809 г. и сохраняется до сих пор. В других – перевезена из первого селения во второе на баржах, которые в те годы вовсе не строились, а река Понура не сообщается с другими реками и никогда не была судоходной. В ещё более нелепых мифах её будто бы перевезли то ли из Запорожья, то ли с Черниговщины [4].
    Мифов в отношении ныне действующей Богоявленской церкви тоже немало. Первый из них касается её названия. В современных СМИ она вдруг стала Свято-Богоявленской [3, 4]. В архивных же и церковных документах церковь именуется только Богоявленской – относящейся к празднику явления Бога на земле человеку – Богоявления, Крещения Господня (В.И. Даль). Появившаяся в последние годы приставка – «Свято» не только противоправна, но и бессмысленна. Святой, по Далю, – духовно и нравственно непорочный, чистый, относящийся к Божеству. Богоявленская церковь таковая и есть – это и без слова-приставки ясно.
      Другой миф касается времени постройки этой второй Богоявленской церкви: называются годы и 1799, и 1809, и 1855, и даже 1900-й! Она якобы была построена на месте предварительно снесённой старой церкви [4]. Однако такого не могло быть – потому, что станичное правление не могло оставить население без храма на многие годы, да в этом и не было необходимости.Архивные документы свидетельствуют: строительство второй церкви – тоже деревянной, с колокольней, но на кирпичном фундаменте и во имя того же праздника – Богоявления Господня – было начато в 1833 г. [5]. Вместе с правым – Матвеевским приделом – она была построена к 1838 г., и в ней начались богослужения. С той поры и старая, и новая церкви были действующими, стояли рядом, имели общую деревянную ограду и сторожку [6]. 
      После пристройки в 1855 г. левого придела во имя святого великомученика Пантелеимона новая церковь была освящена в 1856 г. и в таком виде действует поныне. Старую церковь снесли около 1875 г. По уточнённым данным, она стояла севернее новой, ныне действующей церкви, и место, которое занимала, остаётся неприкосновенным до сих пор: суеверия, замешанные на религиозных традициях, не исчезают из памяти народной. С той поры церковная площадь сохраняет квадратную форму – с размерами сторон, равными прилегающим к ней кварталам: около 150 метров. Лишь в последние годы на южной (но не северной) стороне площади появились новые строения и коммуникации. К сожалению, они, как и разросшийся вокруг церкви сад с оградой, скрадывают и портят великолепный церковный ансамбль.
     В начале XX в. церковь стала тесной: возросло население станицы. Поэтому около 1908 г. (вековой юбилей станицы) приступили к строительству нового, третьего по счёту храма – его нарекли Покровским. Место для него выбрали в самом центре разросшейся к тому времени станицы – территория нынешнего парка. На его сооружение ушло более 8 лет. То был трёхпрестольный белокаменный красавец – образец русской классической храмовой архитектуры и православной церковной традиции. Автора проекта, точные даты начала и окончания строительства найти пока не удалось.
    Косвенные свидетельства указывают: Покровский храм был освящён осенью 1916 г. [7]. Так, он не упоминается в книге Краснодарской епархии, где перечислены все действовавшие до 1916 г. кубанские храмы [8]. Первые метрические книги этого храма датированы 1916 г. – они в станичном архиве. И, наконец, сохранилась фотография, запечатлевшая не только станичников, провожавших казаков на войну осенью 1916 г., но и весь белокаменный храм, сохранив его облик потомкам. В 1935 г. он был разрушен…
     Покровский храм был не только лучшим в станице архитектурным творением, созданным на народные средства, но и очагом высокой духовности. Жители с детства усваивали в нём высокие моральные устои православной веры, созерцали живописные творения и убранство храма, слушали песнопения. Люди, принимавшие решение о сносе храма, отняли у станичного населения самое дорогое, что у него было. Возражать вандалам было некому: большинство коренных жителей к тому времени были репрессированы, сосланы «в холодные края», выморены голодом в 1933 г.
    Мифы в отношении храма касаются времени начала его строительства и освящения, а также способов разрушения. Появление мифов обусловлено всё той же причиной – отсутствием достоверной информации.
     Есть и множество других вымыслов, заполняющих информационный вакуум в станичной истории. Зоной особой закрытости по-прежнему остаются 20–30-е годы ушедшего столетия. Вершители народных судеб той поры неплохо позаботились о сокрытии следов своего правления. 
      В архивах – краевом, станичном – практически не сохранились документы, отражающие процессы борьбы за власть, разорения крестьянских хозяйств, создания колхозов, истребления казачества. Составлялись списки раскулаченных, сосланных, репрессированных, умерших от голода, первых колхозников, сотрудников управленческого аппарата… Где они? Дореволюционные документы уцелели почти полностью. Это наводит на мысль, что накануне фашистской оккупации в станице сожгли только документы, порождённые новой властью.
    Информационные пустоты заполняют мифы и легенды, которые не только подрывают доверие к СМИ, исторической науке, но и оскорбляют память предыдущих поколений. По своей нравственной значимости они сопоставимы со сносом Покровского храма. Тогда у жителей станицы отняли веру в Бога, ныне отнимают историческое прошлое
    Однако библейское – «всё тайное станет явным» – со временем развеет мифы, и новые поколения станичников забудут о них. Прекратится раздвоение их мировоззрения. История – точная наука, и долго писать её по заказу вряд ли удастся.
Источники
1. Яворницкий Д.И. История запорожских казаков: в 3-х томах / Пер. с украинского. – Киев, Наукова думка, 1990.
2. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: в 2-х томах. – Екатеринодар, 1913.
3. http//kalininskaya.ucoz.ru/yndex/0-9: Официальный сайт Калининского района, 2007.
4. Свято-Богоявленский храм // «Калининец». – 2006. – 20 мая. – С. 2.
5. ГАКК, ф. 318, о. 1, д. 512. Две Богоявленские церкви, 1858. – Л. 98–99.
6. Справочная книга для духовенства Ставропольско-Екатеринодарской епархии. – Ставрополь, 1901. – 223 с.
7. Онищенко В.Я. Казачья станица Поповичевская (Калининская). – Краснодар: ИМСИТ, 2007. – 132 с.

8. Православная церковь на Кубани (конец XVIII – начало XX в.): Сборник документов. – Краснодар, 2001. – 528 с.
___________________________________________________

*Впервые опубликовано здесь: Онищенко. В.Я. Легенды и мифы в станичной истории //В кн. Ф.А. Щербина, казачество и народы Северного Кавказа в исторической ретроспективе. Сборник материалов VII международной  научно-практической конференции  Краснодар, ИМСИТ, 21 декабря 2007. - С.163−168 

 ОРГАНИЗАТОРЫ КОНФЕРЕНЦИИ:
Администрация Краснодарского края
Кубанское казачье войско
Краснодарский краевой общественный фонд памяти Ф.А. Щербины
Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар)

 

 
Категория: Хула | Добавил: Анмаж (08.06.2012) | Автор: В.Я. ОНИЩЕНКО - доцент, краевед
Просмотров: 1734 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Яндекс.Метрика