Яндекс.Метрика ad> Сайт -кубанская станица КАЛИНИНСКАЯ
Герб     Сайт -станица КАЛИНИНСКАЯ    

ИСТОРИИ -вехи
                                                                                                                                                                                   

Категории
История [26]
Война [7]
Дела [6]
Молва [2]
Хула [26]
Статистика
                           
Календарь
Форма входа
$LOGIN_FORM$
Мини чат

Приветствую Вас, Гость · RSS 10.02.2025, 12:52

Главная » Статьи » История

ХРАМЫ -СТАНИЦЫ КАЛИНИНСКОЙ

Три православных храма станицы Поповичевской* 

Ф.А. Щербина значительное внимание уделяет описанию нравов и обычаев кубанских казаков. Особые акценты – отношению казаков к православной вере, строительству и содержанию храмов, отправлению религиозных обрядов. Опираясь на это наследие, рассмотрим подробнее строительство храмов на примере станицы Поповичевской – одной из первых сорока станиц, основанных казаками-черноморцами (Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: в 2-х томах – Екатеринодар, 1913.).
Первая – деревянная, с колокольней, без фундамента церковь во имя Богоявления Господня – была построена в первом Поповичевском куренном селении, основанном весной 1794 г. в 8-ми верстах от берега Кубани и в 5-ти – от северо-восточной окраины нынешнего Красного леса (Справочная книга для духовенства Ставропольско-Екатеринодарской епархии. – Ставрополь, 1901. – 223 с.).
Кубань в те годы – пограничная река, за ней – далеко не мирные соседи. Частые набеги побуждали жителей приграничных куренных селений искать новые места для проживания. Ришелье – генерал-губернатор Таврической губернии, в которую тогда входила Черномория – 9.12.1807 г. подписал распоряжение о переносе таких селений вглубь войсковой территории (Первая перепись казаков-переселенцев на Кубани в конце XVIII века. Исторические документы. – Краснодар, 2006. – 520 с.).
Поповичевцы выбрали место на правом берегу Понуры – западнее её правого Безымянного притока. Переселение состоялось ранней весной 1808 г. (Весной 2008 г. станице исполняется 200 лет.) Первыми на новое место прибыли землемеры и пахари. Основная масса жителей двинулась в путь по апрельскому теплу и обильному подножному корму для скота. До нового места около 50 вёрст, их преодолевали за один-два световых дня. Достигнув цели, гужевые обозы возвращались назад за новой поклажей: перевозили брёвна, доски, латы, извлекаемые из идущих на слом строений, – на новом месте лесоматериалов не было (Онищенко В.Я. К вопросу о предыстории, основании и развитии станицы Калининской (Поповичевской) // Ф.А. Щербина и народы Юга России: история и современность: Сборн. матер. IV междунар. науч.-практ. конф. 26.02.06 г. – Краснодар: ИМСИТ, 2006. – С. 256–262.).
Богоявленскую церковь тоже разобрали, перевезли на телегах и установили на новом месте к лету 1809 г. Поскольку исторический факт перемещения церкви из одного селения в другое не нашёл подробного отражения ни в документах, ни в литературе, со временем появились легенды, искажающие даты, маршруты и способы её перевозки (Свято-Богоявленский храм // Калининец. – 2006. 20 мая. – С. 2.).
В 1833 г., когда численность населения существенно возросла, в Поповичевском куренном селении начали строить другую церковь – тоже деревянную, с колокольней, на кирпичном фундаменте и во имя того же праздника – Богоявления Господня. Вместе с правым – Матвеевским – приделом церковь была построена к 1838 г. С той поры обе церкви были действующими, имели общую деревянную ограду и сторожку. После пристройки левого придела во имя святого великомученика Пантелеимона новая станичная церковь (в 1842 г. куренное селение преобразовано в станицу Поповичевскую) была освящена в 1856 г. и действует до сих пор.

      

Мифов в отношении этой церкви тоже немало. Первый из них касается её названия. В архивных и церковных документах церковь именуется Богоявленской – относящейся к празднику явления Бога на земле человеку – Богоявления, Крещения Господня. Появившаяся в последние годы приставка – Свято-Богоявленская – вряд ли целесообразна. Святой (по Далю) – духовно и нравственно непорочный, чистый, относящийся к Божеству. Искажается и время постройки церкви: называются годы и 1799, 1809, 1855, и даже 1900-й!
Другой миф связан с выбором места для неё: она, якобы, была построена на месте предварительно снесённой старой церкви (Там же.). Однако такого не могло быть: во-первых, потому, что станичное правление не могло оставить население без храма на многие годы. Во-вторых, потому, что, согласно христианской традиции, и церковь, и жилой дом редко когда ставят на месте снесённых строений. Эта традиция жива до сих пор и учитывается при восстановлении разрушенных храмов.
Архивные документы свидетельствуют: обе Богоявленские церкви в Поповичевском куренном селении более тридцати лет стояли рядом (старую церковь снесли около 1875 г.), в них велись богослужения (ГАКК, ф. 318, о. 1, д. 512. Две Богоявленские церкви, 1858. –Л. 98–99.). Так, в 1843 г. в них служили священники Лев Алексеев, 23 лет, и Стефан Рыбальский, 36 лет, диакон Иоанн Павленко – 18, пономари Григорий Вехрицкий – 28 и Стефан Коколевский, 28 лет (Справочная книга для духовенства Ставропольско-Екатеринодарской епархии. – Ставрополь, 1901. – 223 с.).
Другой вопрос – где стояла старая церковь? Согласно одной версии её местом была прибрежная сторона улицы Набережной, застроенная после слома церкви. Однако по уточнённым данным старая церковь стояла севернее новой, ныне действующей, и место, которое она занимала, остаётся неприкосновенным до сих пор: суеверия, замешанные на традициях, не исчезают из памяти народной. Именно поэтому с той поры и поныне церковная площадь сохраняет квадратную форму с размерами сторон, равными прилегающим к ней кварталам – около 150 м. Лишь в последние годы на южной (но не северной!) стороне площади появились новые строения и коммуникации. К сожалению, они, как и разросшийся вокруг церкви сад с оградой, скрадывают и портят великолепный церковный ансамбль.
К началу XX в. и эта церковь стала тесной: возросло население станицы. Поэтому в 1908 г. (вековой юбилей станицы) приступили к строительству нового, третьего по счёту храма – его нарекли Покровским. Место для него выбрали в центре разросшейся к тому времени станицы – территория нынешнего парка. На сооружение храма ушло более 8 лет. То был трёхпрестольный белокаменный красавец – образец русской классической храмовой архитектуры и православной церковной традиции. Автора проекта, точные даты начала и окончания строительства найти пока не удалось. Впервые храм упоминают «Ставропольские епархиальные ведомости» за 1913 г., № 19, сообщая, что по состоянию на 26.11.1913 г. в станице Поповичевской две церкви: Богоявленская – староста Федот Лях и Покровская – староста Иоанн Шеремет. Из этого вовсе не следует, что Покровский храм был действующим: староста как хозяин имущества назначался в начале стройки.
Освящение Покровского храма состоялось, вероятно, осенью 1916 г. Во-первых, потому, что он не упоминается в книге Краснодарской епархии (Православная церковь на Кубани (конец XVIII – начало XX в.): Сборник документов. – Краснодар, 2001. – 528 с.), где перечислены все действовавшие до 1916 г. кубанские храмы. Во-вторых, первые метрические книги Покровского храма датированы 1916 г. – они в станичном архиве. И, наконец, сохранилась фотография, запечатлевшая не только станичников и уходивших на войну казаков, но и весь белокаменный храм. Именно эта фотография, сделанная осенью 1916 г., сохранила облик храма потомкам. В 1935 г. храм разрушили (Онищенко В.Я. Казачья станица Поповичевская (Калининская). – Краснодар: ИМСИТ, 2007. – 132 с.: ил. 15.).
Покровский храм имел пять куполов и примыкающую к нему колокольню – тоже с куполом. Его центральный и самый большой купол символизировал Христа Спасителя, четыре угловых купола – евангелистов Иоанна, Луку, Марка, Матфея. В звоннице был установлен мощный колокол, вместе с ним – и другие, поменьше.
Теперь можно только представлять, какой перезвон колоколов расплывался над станицей по утрам и в вечерние часы, когда шли церковные службы! О праздничных днях и говорить нечего. Старожилы вспоминали: главный колокол звонил и в непогоду, и поздними тёмными вечерами, чтобы подать сигнал путникам, оказавшимся в степи.
Покровский храм был не только лучшим в станице архитектурным творением, созданным на народные средства, но и очагом высокой духовности. Жители с детства усваивали в нём высокие моральные устои православной веры, созерцали живописные творения и убранство храма, слушали песнопения. Люди, принимавшие решение о сносе храма, отняли у станичного населения самое дорогое, что у него было. Однако возражать вандалам было некому: большинство коренных жителей к тому времени были репрессированы, сосланы в холодные края, выморены голодом 1933 г.
Официальным предлогом для разрушения храма послужил дефицит строительных материалов. Часть церковного кирпича собирались продать соседнему совхозу, остатки пустить на строительство колхозного правления. Распространяемая в последние годы версия о якобы ночном взрыве храма специально приглашёнными подрывниками – не более чем вымысел. Его разбирали, снимая и очищая один слой кирпича за другим. Демонтаж храмовых куполов стоил жизни двум упавшим с них станичникам.
Но храм строили добротно, и в процессе его разрушения большая часть кирпича превратилась в щебень. Церковный фундамент вообще не смогли извлечь. Со временем на том месте, где был церковный алтарь, образовался холмик. На нём в середине прошлого века устроили танцплощадку, которая функционировала до 2006 г. Неподалёку от неё стоят здания – немые свидетели былого величия и разрушения Покровского храма: бывшее почтовое отделение, школа, бывшая церковная сторожка, в которой более полувека размещался станичный Дом культуры…
При написании данной статьи автором использовано множество архивных документов и опубликованных источников, найденных в процессе многолетних исследований истории станицы (основные из них представлены ниже). Напомним ещё раз: весной 2008 г. станице исполняется 200 лет! К сожалению, в годы советской власти она утратила своё историческое название и с 1957 г. называется Калининской.

Подробнее о ней рассказано в книге: Онищенко В.Я. Казачья станица Поповичевская (Калининская). – Краснодар: ИМСИТ, 2007. – 132 с.: ил. 15. Пользуясь случаем, автор выражает искреннюю благодарность её рецензенту – доктору исторических наук, профессору С.Н. Якаеву. Он не только критически оценил рукопись, внёс конструктивные предложения по её улучшению, но и способствовал предварительному опубликованию вошедших в неё материалов в изданиях Академии, президентом которой он является. В настоящее время автором ведётся сбор средств на переиздание книги с включением в неё результатов новых исследований – приглашаем спонсоров.


*Впервые опубликовано здесь

1.Три православных храма станицы Поповичевской /Доцент Онищенко В.Я. //Ф.А. Щербина. Казачество и народы Скверного Кавказа: история и современность. Сборник материалов VIII науч.-практ. конф.,– Краснодар, 2008. С. - 223−227 

2.http://www.slavakubani.ru/content/detail.php?ID=1557&sphrase_id=69201. 

3.http://kuban-stan.ucoz.ru/index/pravoslavnye_khramy/0-156

P.S. Большая часть этой статьи украдена Н. Короленко и без ссылки на нее опубликована в газете "Калининец" -  - об этом здесь http://kuban-stan.ucoz.ru/index/0-136

Категория: История | Добавил: Анмаж (24.07.2014)
Просмотров: 2181 | Теги: церковь, Храм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2025
Яндекс.Метрика